Олимпиадные задания

Вопросы олимпиад  предыдущих лет для 6 класса:

Необходимо знать:

  1. Стиль композиторов.
  2. Уметь описать музыкальный образ.
  3. Уметь сопоставить образ в искусстве (литература, живопись, музыка).
  4. Формы в музыке.
  5. Певческие голоса.
  6. Определять исполнительский состав: Хор – какой? Оркестр – какой?
  7. Инструменты симфонического оркестра.
  8. Уметь определять жанры  музыки.

  1. В каком жанре встречаются такие музыкальные слова:

«Ария», «Ариозо», «Монолог», «Дуэт»,  «Речитатив» , приведите примеры данного жанра  в творчестве  любых композиторов.    


 

2.  Сопоставьте два муз.произведения. В чём сходство и различие этих произведений?      а) Гершвин «Колыбельная Клары;  б) Глинка «Венецианская ночь» 


  1. Определите певческие голоса в знакомых произведениях:

А) Глинка  «Попутная песня»  —    баритон

Б) Бородин «Спящая княжна»   —   бас

В) Римский-Корсаков  «3 песня Леля»  из оперы Снегурочка —  меццо-сопрано.


4.   Как вы думаете, женский образ какого возраста воплотил в этой музыке композитор Прокофьев ?   В какой форме запечатлел этот женский образ композитор и почему, на ваш взгляд, он выбрал именно такую форму?   (Джульетта-девочка из балета Ромео и Джульетта)


5.  Определите, композиторская или народная это песня?                                                           (Милый мой хоровод, русская  народная  песня)


6.  Как вы понимаете слова Фридерика Шопена «Музыка не имеет отчества, отечество её  — вся вселенная».  Согласны ли вы с этим высказыванием.


7. Иногда композиторам одной страны приходится, отталкиваясь от содержания произведения, описывать образы и характеры людей другой страны. Удаётся ли это композиторам и что они для этого делают?

( а)  Григ  «Танец Анитры» из сюиты «Петер Гюнт»       (б) Неаполитанский танец Чайковского из балета Лебединое озеро


8.  Узнайте исполнительский состав в трёх муз.произведениях.

  • Глюк «Мелодия» из оперы Орфей и Эвридика (флейта и оркестр)
  • Равель «Хабанера» — (труба и фортепиано)
  • Бах «Шутка» — (флейта и струнные)

9.  Опишите жизненное содержание  этого фрагмента. Вспомните фамилию композитора и и название фрагмента.                                  («Купание в котлах» балет Конёк-горбунок    автор Родион Щедрин)


10. Какой человек скрывается под этой музыкой ( Ария из Бразильской бахианы№5 Вило Лобоса)


11.   Представьте себе, что вы оказались на планете, на которой вообще нет музыки, только речь….Согласны ли вы жить на такой планете или нет? Аргументируйте свои ответы.


12.  В чём сходство и в чём различия 2-х муз.произведений?                 (Чайковский «Сентиментальный вальс», Шопен «Вальс №14»)


13.     Вслушайтесь в интонации двух муз.фрагментов. Эти интонации из одного или двух разных произведений?   Эти интонации написал один композитор или два разных?                          (Бетховен Симфония №5   1-я и 3-я части)


  1. Определите музыку народную, композиторскую и композиторскую в народном духе. 
  • Римский –Корсаков «3-я песня Леля» из оперы Снегурочка
  • Свиридов Увертюра «Время вперёд»
  • «Во кузнице» рус нар песня          

    Вопросы прошлых олимпиад

    7 класс

    1. Какое из двух высказываний по вашему мнению, верное, а какое не верное?

    А) Когда пушки гремят, музы молчат….

    Б) Когда пушки гремят , музы не молчат…

    Аргументируйте свои ответы


    1. Сопоставьте два муз.произведения и в первую очередь сравните образы людей, запечатлённых в музыке.

    А) Прокофьев  «Ария Кутузова» из оп.Война и мир

    Б)  Бородин  «Ария князя Игоря»  из оп. Князь Игорь


    1. Вспомните, зарубежные или русские композиторы написали эти произведения, как можно это почувствовать, если не знать этих произведений.

    А) Римский-Корсаков – Песня Садко «Ой ты тёмная дубравушка»

    Б) Щедрин «Купание в котлах» из балета «Конёк-Горбунок».


    1. По незнакомой музыке постарайтесь понять человека, почувствуйте, что у него на душе и сердце?

                                     (Мусоргский «Монолог Бориса» из оперы «Борис Годунов»)


    1. Один ли композитор написал эти два произведения и какая форма в этих произведениях?

     (Органная фуга соль минор, органная фуга ля минор И.С. Баха)


    1. Два стихотворения описывают гомофонический и полифонический склад музыки. Напишите под буквами а и б к какому складу музыки принадлежит каждое стихотворение?

    Два голоса, пленительно сливаясь,

    С небесной сладостью песнь дивную поют,

    Сдружившись стройностью и в звуках соглашаясь,

    Они в таинственной гармонии текут.

    Вот тонким голосом сначала

    Поёт протяжно запевала,

    Вот подстает к нему другой,

    Ещё …ещё…и подхватили.

    Приведите примеры полифонической и гомофонической музыки.


     7.   Почему для содержания этой музыки композитор выбрал именно эту музыку?

    (Кабалевский, вариации на тему японской народной песни «Вишня»)


    1. Можно ли это незнакомое произведение назвать музыкой? Как вы думаете, что хотел нам сказать композитор?

    (Шенберг «Уцелевший из Варшавы)


    1. Определите певческие голоса:

    А) Рахманинов «Островок» (тенор)

    Б) Рус нар песня «Вдоль по Питерской» (бас)

    В)  Бетховен «Песня Клерхен» (меццо-сопрано)


    1. Сопоставьте три муз.произведения. В чем сходство и различие этих произведений? 

    Чайковский «Сентиментальный вальс»

    Штраус «Полька пицикатто»

    Рус нар песня «Милый мой хоровод».


    1. Прочитайте внимательно стихотворение Растопчиной «Звуки и слова»

    Слова и звуки… звуки и слова,

     В них жизни, полной жизни выраженье,

     Все, что вмещают сердце, голова

     И человека грудь,- все проявленья

     Природы и Творца, на небесах

     И на земле что зримо и незримо,

     Вся цепь существ, от тли до херувима,

     Все оживает в звуках и словах.

     

    Какая власть сравнится с властью их?

     Друг с другом мы через слова и звуки

     Сближаемся… блаженство, радость, муки,

     Любовь, вражду,- все облекаем в них.

     И так, все вы, в ком мысли благостыня,

     Все вы, поэт, вития и певец,-

     Храните чисто дар свой, как святыню!

     В словах и звуках вечный ключ сердец!

    Приведите  примеры  сближения двух искусств: литературы и музыки.


    12. Один ли композитор написал эти два произведения? Одинаковая ли форма у этих двух произведений?

    (1.Моцарт «Рондо в турецком стиле»   2.Моцарт «Маленькая ночная серенада»)


     13.   Опишите жизненное содержание данной музыки

    (Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»)


    14.   Какой человек скрывался за этой музыкой?

        ( Бетховен  «Лунная соната» 3 часть)


     15.  Напишите формы в музыке (одночастную, двухчастную, трёхчастную, рондо, вариации) в начале в буквенном варианте, а затем используя различные геометрические  фигуры или значки


    • 16.   Соответствуют ли слова композитора содержанию муз.образа данного фрагмента симфонии : «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа , о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте»  

    (Шостакович «Эпизод нашествия»)


    17.    Представьте себе, что вы композитор. Вам  нужно для кинофильма озвучить сцену драки. После того, как вы напишите об этом, послушайте незнакомую музыку и снова напишите свои впечатления от прослушанной музыки. Должно получиться  два небольших рассказа,   до и после прослушивания.


    1 8. Определите жанр музыки.

         (Прокофьев Хор «Вставайте люди русские»,   Бородин  «Симфония №2 Богатырская», Эдвард  Григ  романс «Заход солнца»)


    19.  Выберите по стилю музыку Бетховена из 3 произведений.

    Бетховен «Лунная соната» 3 часть , Штраус «Полька пиццикато»,  Верди «Песенка Герцога» из оперы Риголетто)

     

    Олимпиадные вопросы 

    для 8 класса

    1. Есть такое высказывание российского композитора Валерия Гаврилина «Музыкой можно передавать чувства разные, не только добрые, но и дурные, жесткие, эгоистические, развратные, пустые. Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свои ответы.


    2. Прозвучат два произведения. Вам надо вспомнить, какое из них написал зарубежный композитор, а какое русский. Как это можно было бы почувствовать, если не знать этих произведений?                                                                                                                                                                (  М.П.Мусоргский «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»,   Дж.Гершвин «Рапсодия в блюзовых тонах»)


    3.  Сопоставьте два музыкальны произведения                                 (И.С.Бах «Токката и фуга» (ре минор)     и     Вилла Лобос  Ария №5 из «Бразильянской бахианы» )


    4.  Сопоставьте образ, запечатленный в музыке, с литературой и живописью.    (Кристоф Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей»)


     5.  Определите жанры музыки

  • П.И.Чайковский — Симфония №6
  • М.И, Глинка — Романс «Я помню чудное мгновенье»
  • Ж.Бизе  — «Хабанера» из оперы «Кармен»

       6. Как вы понимаете словосочетание «Стиль в музыке». Приведите примеры        разных стилей, сообразуя их со своим жизненным опытом, со своим   художественным вкусом.  


         7. Напишите название произведения и фамилию композитора,                        сочинившего его.  Ему принадлежат такие слова «Я желал бы всеми        силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы            увеличивалось   число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и          подпору».

(П.И.Чайковский «Симфония №6» (побочная партия)


         8. Сравните два женских образа, запечатленных в музыке. Опишите их. 

        (Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»,   А.И.Хачатурян «Вальс» из драмы М.Лермонтова  «Маскарад)