Музыкальный словарик

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Аккорд — одновременное сочетание звуков (не менее трех), находящихся в определенных соотношениях по высоте.

Альт — 1) низкий женский голос (в хоре); 2) инструмент из группы струнных смычковых, внешне похожий на скрипку, но несколько больше ее и ниже по звучанию.

Ансамбль — 1) совместное пение или игра, а также группа исполнителей; 2) музыкальное произведение для нескольких певцов или исполнителей на музыкальных инструментах (дуэт, трио, квартет и т. д.).

Ария — музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра, являющееся частью оперы, оратории или кантаты. Ария в опере соответствует монологу в драме. Иногда арией называют самостоятельное вокальное произведение для исполнения в концерте, а изредка — инструментальное произведение певучего характера.

Арфа — музыкальный инструмент из группы струнных. Состоит из треугольной рамы с натянутыми струнами. Звук извлекается щипком.

Балет — вид музыкально-театрального искусства, в котором действие осуществляется через танец и выразительное движение.

Балетмейстер — постановщик балета.

Баллада — первоначально это слово обозначало песню в танцевальном ритме (от позднелатинского «балло» — танцую). С течением времени баллада утратила танцевальный характер и так стали называть повествовательную песню, рассказывающую о необычных, драматических или фантастических событиях..

Банджо — струнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус банджо представляет собой обтянутый кожей обруч.

Барабан — ударный музыкальный инструмент.

Баритон — низкий мужской голос. Для баритона, например, написаны партии Онегина в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Фигаро в опере  «Севильский цирюльник» Россини.

Бас — наиболее низкий мужской голос. Для баса написаны партии Сусанина в опере «Иван Сусанин» Глинки, Кончака в опере «Князь Игорь» Бородина.

Валторна — музыкальный инструмент из группы медных духовых, обладающий мягким и певучим звуком.

Вальс — танец в трехдольном метре, возникший из народных танцев Австрии, Чехии, Германии. И движения, и музыка вальса могут носить очень различный характер; вальс может быть медленным, лирическим и быстрым, бравурным. Вальс занимает большое место в музыке Глинки, Чайковского, Глазунова, Шопена, Делиба, Иоганна Штрауса.

Вариации — музыкальная форма, состоящая из темы (законченного музыкального построения) и собственно вариаций — повторений темы в измененном виде. В каждой вариации меняется характер изложения, звучность, но общие контуры темы сохраняются.

Виолончель — струнный смычковый инструмент. По внешности напоминает скрипку, но очень большого размера. Играют на виолончели сидя, ставя инструмент на пол. Виолончель ниже по звучанию, чем скрипка и альт.

Вокальная музыка — музыка для пения как с сопровождением, так и без него. Сюда относятся песни, романсы, хоры, оперы, оратории, кантаты.

Гармония — соединение основной мелодии и сопровождающих ее дополнительных голосов (образующих аккорды) в единое согласованное целое. Вслушиваясь в различные сочетания одновременно звучащих струн, музыканты отбирали наиболее благозвучные, постепенно осмысляя и законы сочетания отдельных тонов в созвучия-аккорды, и законы чередования и связи аккордов, т. е. гармонию как один из видов музыкальной науки.

Гимн — торжественная песня. Государственный гимн — песня, принятая государством для исполнения на торжественных собраниях, парадах.

Гитара — струнный щипковый инструмент. Гитара бывает семиструнной (русская гитара) и шестиструнной (испанская); они различаются также и системой настройки.

Гобой — музыкальный инструмент из группы деревянных духовых.

Гудок — старинный русский народный смычковый инструмент, похожий на скрипку.

Гусли — русский народный инструмент, состоящий из широкого плоского ящика с натянутыми сверху струнами. Играют на гуслях щипком.

Джаз — особый род легкой музыки, чаще всего танцевального характера, исполняемой джаз-оркестром, включающим большое количество ударных и медных инструментов, гитару, банджо, фортепиано и др. Состав джаз-оркестра (или джаз-банда) варьируется в зависимости от желания дирижера. Характерной особенностью джаза является импровизационность исполнения. Истоки джаза — афро-американский фольклор, видоизменившийся в условиях американской, а затем и европейской эстрады.

Диапазон (голоса или инструмента) — звуковой объем его, охватывающий музыкальные звуки, находящиеся между самым высоким и самым низким звуком, которые данный голос или инструмент может взять.

Дирижер — руководитель хора, оркестра, музыкального (оперного или балетного) спектакля. Указания дирижера раскрывают содержание произведения, объединяют весь коллектив музыкантов, создают выразительность, согласованность и стройность исполнения. Во время исполнения дирижер особыми жестами рук указывает темп, силу звучности, степень ее нарастания или затухания.

Духовые инструменты — музыкальные инструменты, звук которых извлекается вдуванием воздуха в прямую или изогнутую трубку (корпус инструмента) . Духовые инструменты разделяются на деревянные и медные. К деревянным относятся флейта, гобой, кларнет, фагот. К медным — труба, валторна, тромбон, туба и др.

Дуэт — 1) ансамбль двух певцов или исполнителей на музыкальных инструментах; 2) музыкальное произведение для такого ансамбля.

Жанры — различные виды музыкальных произведений (опера, песня, симфония и т. д.).

Звук музыкальный — имеет определенные, точно фиксированные свойства: высоту, определяемую числом колебаний звучащего тела (от 16 до 4000 в секунду), длительность, громкость, тембр.

Интонация — мотив, музыкальный оборот, имеющий определенное выразительное значение. Прообразом музыкальных интонаций являются речевые: подъемы и понижения голоса, позволяющие отличать даже в незнакомом языке грубую речь от ласковой, вопрос от восклицания и т. п.

Каватина — оперная ария песенного склада и небольшого размера (каватина Берендея в «Снегурочке» Римского-Корсакова). Раньше каватиной называли первую, выходную, арию в партии того или иного оперного персонажа (каватина Людмилы в опере «Руслан и Людмила» в той же опере).

Кантата — музыкальное произведение для хора, солистов, оркестра, исполняемое в концертах. Кантата состоит из хоровых номеров, арий, ансамблей. Характер ее обычно торжественный, величественный (симфония-кантата «На поле Куликовом» Шапорина, «Александр Невский» Прокофьева и др.).

Квартет — 1) ансамбль четырех певцов или исполнителей на музыкальных инструментах; 2) музыкальное произведение для такого ансамбля.

Квинтет — 1) ансамбль из пяти певцов или исполнителей на музыкальных инструментах, 2) произведение для такого ансамбля.

Кларнет — музыкальный инструмент из группы деревянных духовых.

Колокольчики — музыкальный инструмент из группы ударных; представляет собой набор металлических пластинок разной величины. Звук извлекается ударом молоточков.

Контрабас — самый низкий по звучанию и крупный по размерам (в рост человека) из группы смычковых инструментов. Играют на нем стоя, ставя инструмент на пол.

Контральто — наиболее низкий женский голос. Для контральто, например, написаны партии Вани в опере «Иван Сусанин» Глинки, Ратмира — в его же опере «Руслан и Людмила».

Концерт — 1) публичное исполнение музыкальных произведений; 2) музыкальное произведение, обычно виртуозного характера, для одного (реже нескольких) солирующих инструментов и оркестра (концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова, скрипичный концерт Глазунова).

Ксилофон — музыкальный инструмент из группы ударных. Представляет собой набор деревянных брусков разной величины. Звук извлекается ударом молоточков.

Куплет, куплетная песня — одна из самых распространенных песенных форм. Музыка куплетной песни написана на один куплет (строфу) поэтического текста и повторяется без изменений с текстом последующих куплетов. Часто заканчивается припевом, где повторяются не только музыка, но и слова.

Лад — соотношение, согласованность музыкальных звуков, выражающееся в тяготении неустойчивых звуков к устойчивым, опорным. На этом принципе основаны как самые простые лады (например, состоящие всего из пяти звуков), так и более сложные, семиступенные лады, среди которых особенно широкое распространение получили мажор и минор. Эти последние имеют, в свою очередь, много разновидностей, в связи с тем что некоторые их звуки могут повышаться или понижаться.

Либретто (итал.) буквально — книжечка. Так называется литературный текст оперного произведения, часто издающийся отдельно (отсюда название) .

Либреттист — автор либретто.

Литавры — ударный музыкальный инструмент, состоящий из медного полушария, обтянутого сверху кожей. В оркестре употребляется обычно пара литавр.

Мажор — один из наиболее распространенных в музыке ладов. В мажоре написан Гимн Советского Союза (России), припев «Гимна демократической молодежи».

Мазурка — польский национальный танец в быстром движении, в трехдольном метре. Характерной особенностью мазурки является добавочное ударение на второй доле такта.

Марш — музыка для шествия (войск, демонстраций и т. д.). Существуют марши для концертного исполнения.

Мелодия — одноголосный напев, одноголосно выраженная музыкальная мысль. Мелодия — основа выразительности музыки.

Мембрана — эластичная перепонка, колебания которой являются источником звука у некоторых музыкальных инструментов (барабан, литавры).

Менуэт — старинный танец в трехдольном метре, отличавшийся спокойными, размеренными движениями. Менуэт входил в старинные симфонии и сюиты.

Метр (размер) — равномерное чередование сильных и слабых долей времени в музыке.

Меццо-сопрано — низкий женский голос. Для меццо-сопрано написаны, например, партии Кармен в опере Бизе того же названия, Марфы в опере Мусоргского «Хованщина».

Минор — один из наиболее распространенных в музыке ладов. В миноре написаны старые революционные песни «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали», запев «Гимна демократической молодежи».

Ноктюрн — инструментальная пьеса лирического певучего характера, как бы передающая тишину и спокойствие ночи (французское слово nocturne значит «ночной»).

Нота — знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука.

Опера — один из важнейших музыкальных жанров, объединяющий музыку и драму, а также и другие виды искусства (балет, живописное оформление спектакля). Занимает важнейшее место в русской музыкальной классике.

Оратория — музыкальный жанр, близкий к кантате: произведение для хора, солистов, оркестра, исполняющееся в концертах. Оратория обычно отличается большей монументальностью по сравнению с кантатой.

Оркестр — большая группа исполнителей на музыкальных инструментах. В зависимости от состава инструментов различают следующие виды оркестров: оркестр народных инструментов, духовой, струнный, симфонический, джаз. В симфонический оркестр входят струнные, духовые, ударные инструменты в определенном соотношении.

Песня — самый распространенный музыкальный жанр, объединяющий музыку и поэтический текст. Огромное значение имеет народная песня, в которой слова и музыка создаются многими поколениями певцов. Песенный жанр занимает видное место в творчестве композиторов-классиков и советских композиторов.

Полифония — многоголосие (от греческого «поли» — «много» и «фонос» — «звук»), в котором каждый голос имеет самостоятельный характер. В отличие от гармонического склада музыки, в котором главное значение имеют одновременные сочетания звуков, в полифоническом произведении главное — последовательное развитие каждого голоса, самостоятельность голосов обычно подчеркивается различием их тембров.

Полька — чешский национальный танец в двухдольном метре, веселого, оживленного характера. Большое место занимает полька в творчестве чешского композитора-классика Б. Сметаны.

Программная музыка — инструментальная музыка, имеющая определенный сюжет, рисующая определенные картины. Музыка, в которой содержание произведения раскрыто в названии, данном композитором, или подзаголовке — программе, уточняющей намерения композитора и направляющей воображение слушателя по нужному пути.

Разработка — средний раздел сонатной формы, для которого характерно свободное развитие отдельных мотивов первого раздела (экспозиции).

Рапсодия — музыкальное произведение в свободной форме, обычно использующее народные напевы.

Реприза — повторение в конце произведения его первой части.

Речитатив — декламационное пение, подражающее интонациям разговорной речи.

Ритм — соотношение звуков музыкального произведения по их длительности.

Романс — музыкальное произведение для голоса с сопровождением, обычно лирического характера.

Симфония — оркестровое произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из четырех). Части симфонии различны и даже контрастны по характеру, но все вместе образуют единое целое.

Скерцо — музыкальное произведение, чаще всего оживленного, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным, а также входить в симфонию или другое крупное произведение.

Скрипка — музыкальный инструмент из группы струнных смычковых, звук которого обладает наибольшей певучестью и подвижностью.

Смычковые инструменты — группа струнных инструментов, звук которых извлекается прикосновением смычка к струнам (смычок — специальная трость с натянутым «лентой» конским волосом). К группе смычковых относятся скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Соло — произведение или часть произведения, исполняемая одним певцом или музыкантом (солистом).

Сонатная форма — форма, основанная на противопоставлении и развитии двух тем, сначала излагаемых в разных тональностях, затем в одной — главной.

Сопрано — высокий женский голос. Для сопрано написаны партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» Чайковского (лирическое сопрано), Лизы в его же опере «Пиковая дама» (драматическое сопрано). Очень высокий, легкий и подвижный голос называется колоратурным сопрано. Для колоратурного сопрано написаны партии Виолетты в опере «Травиата» Верди, Шемаханской царицы в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

Струнные инструменты — музыкальные инструменты, звук которых создается колебанием струн. В зависимости от способа, которым струны приводятся в колебание, струнные инструменты разделяются на щипковые (арфа, гитара, мандолина, балалайка, гусли) и смычковые (см.).

Сюита — музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, первоначально — танцевального характера. Число частей в сюите не является строго определенным, обязателен лишь контраст соседних частей.

Тембр — характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту.

Темп — скорость движения в музыке. По традиции обозначения темпа часто пишутся на итальянском языке: Allegro (аллегро) — быстрый оживленный темп, andante (анданте) — умеренно медленный темп, adagio (адажио) — медленный темп и т. п.

Тенор — высокий мужской голос. Для тенора, например, написаны партии Ленского в опере «Евгений Онегин» Чайковского (лирический тенор), Германа в его же опере «Пиковая дама» (драматический тенор).

Тональность — звуковысотное положение того или иного лада, определяемое высотой его основного тона. Так, например, мажорный лад, построенный от звука до, дает тональность до мажор, построенный от того же звука минорный лад — тональность до минор.

Трепак — народная русская пляска, требующая большой быстроты и ловкост от танцующих. Метр — двухдольный. Чайковский ввел трепак в свой балет «Щелкунчик».

Увертюра — 1) оркестровое вступление к опере; 2) самостоятельное оркестровое произведение, обычно программного характера (пример — увертюра «1812 год» Чайковского).

Ударные инструменты — музыкальные инструменты, звук которых извлекается ударом (по натянутой коже, металлу, дереву). К ударным инструментам относятся литавры, барабан, бубен, тарелки, тамтам, колокольчики, ксилофон и др.

Унисон — одновременное звучание нескольких звуков одинаковой высоты. Петь или играть в унисон — исполнять вместе одну и ту же мелодию.

Флейта — музыкальный инструмент из группы деревянных духовых.

Форма музыкальная — 1) совокупность всех музыкальных средств (мелодии, гармонии, ритма, лада, оркестрового или вокального звучания и т д ) выражающих содержание музыкального произведения: ооразы действительности, круг идей и чувств; 2) строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей.

Фортепиано — общее название инструментов, звук которых извлекается ударом молоточка о струну при нажатии клавиши (рояль, пианино).

Хор — 1) большая группа певцов; хоры бывают детские, женские, мужские и смешанные; 2) музыкальное произведение для хорового исполнения.

Цикл — (греч. «киклос») буквально — круг, объединение нескольких музыкальных произведений, связанных единым замыслом, но различных и даже контрастных по характеру. К циклическим формам относятся сюита, соната, симфония. Циклы существуют и в вокальной музыке, средством объединения служит сюжет или принадлежность текстов к творчеству одного поэта.

Эстрада — 1) площадка для концертных выступлений; 2) широкая область популярного, большей частью развлекательного музыкально-сценического искусства, включающая самые различные его виды (танец, короткие пьесы — «скетчи», акробатику и пр.), в том числе и выступления певцов и музыкантов, сольные и ансамблевые. Эстрадная музыка — музыка, написания для таких выступлений.

Этюд — инструментальная пьеса, построенная на каком-либо определенном приеме игры и предназначенная для развития мастерства исполнителя ного больщей беглости, легкости, силы). Существуют этюды и для концертного исполнения (у Листа, Шопена, Шумана).

Добавить комментарий