Моя методическая тема

                                          Моя  методическая тема           

Моя педагогическая деятельность начиналась с работы педагога дополнительного образования в школе. Формой работы были  внеурочные музыкальные занятия с  ребятами. Именно тогда я оценила возможности школы в музыкальном творческом развитии  детей во внеурочное время.  Став учителем музыки я поняла КАК можно заинтересовать детей музыкой: какие виды деятельности  сообразны  разным возрастам детей, и какие из них наиболее воспринимаемы. С течением времени выработался  и мой педагогический стиль общения с учениками,  сформировался  инструментарий. Всё это не могло не отразиться  на популярности моего предмета. Но на каком бы высоком уровне не проходил урок, всегда среди учеников будут выделяться ребята, которые испытывают особый интерес  к творчеству и музыке в частности.  И школа не может  это игнорировать.

      Являясь в выпускницей  Санкт-Петербургского Университета факультета «Социально-культурных технологий»  я изучала методику организации досуга  и   детского творчества в частности. И в связи с этим считаю своим профессиональным   долгом  вывести  музыкальное творчество в школе на  высокий уровень.   Поэтому моя методическая тема «Развитие музыкальных способностей  детей средствами внеклассной работы в школе» стала основой для  исследований,  вошедших в  теоретические работы по следующим предметам: «Социально-культурные технологии», «Методика организации детско-юношеского творчества»,  «Социо-культурное проектирование». 

      Данная методическая тема нашла свое отражение и в дипломной работе, которая называется    «РАЗВИТИЕ     ТВОРЧЕСКИХ    СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ  11-15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».  На данном этапе степень разработанности моей методической темы отражена в методической теме «Развитие музыкальных способностей  детей средствами проектной деятельности  в школе».  

 В результате исследования, проведённого в Киришской общеобразовательной школе в октябре 2009 года, был определен контингент детей, не имеющих  ни школьного, ни внешкольного организованного  досуга, который составил 32% от общего количества учащихся, которые мы рассматриваем в данной работе как потенциальных участников школьных кружков и секций.  Эстетическое направление в системе дополнительного образования школы представлено  в виде деятельности   вокально-хоровой студии (среднее звено – 26 человек), и кружка рисования (начальные классы – 16 человек). Также опрос контингента ребят, желающих посещать музыкальный кружок (а это 15% от общего количества незанятых досугом детей) отразил их предпочтения в музыкальной деятельности:

— 11% ребят хотели бы овладеть игрой на фортепиано;

— 19% ребят привлекает хоровое пение;

— 34% интересно создание музыкальных фонограмм на компьютере  и  синтезаторе;

— 36% респондентов проголосовали за сольное пение;

 Поэтому проблемой данного исследования стало противоречие между большим   потенциалом социально-культурной деятельности школы и недостаточной реализацией этого потенциала в организации музыкально-эстетического и других направлений воспитания  школьников.

Основываясь на образовательных и воспитательных целях и задачах школы, учитывая особенности возраста от 11 до 15 лет, целесообразным будет предложение о разработке  ряда мероприятий, способствующих привлечению учащихся систему школьного досуга в целом и музыкально-хоровую студию в частности.

  1. Эстетическое, а в частности музыкально – эстетическое развитие школьников в системе дополнительного образования школы должно осуществляться во взаимодействии руководителя студии или кружка с родителями воспитанников, так как ранее говорилось в пункте «Роль родителей в музыкально-эстетическом воспитании»,   старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника поддерживается интерес к музыке, а также  поощряются  занятия ребёнка в музыкальной или вокально-хоровой студии, выражается интерес к его успехам. Суть взаимодействия педагога и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств, а музыка для этого, пожалуй, самая благодатная почва, поскольку является самым эмоциональным видом искусства.  В основе такого взаимодействия лежат такие формы работы как:

 — индивидуальные беседы с родителями кружковцев об успехах и трудностях в деятельности   ребёнка, рекомендации по поводу домашней     

   музыкальной деятельности и др.

— отчётные камерные концерты для родителей;

— организация поездок для воспитанников студии и их родителей на культурно-массовые мероприятия: концерты в филармонии, спектакли  театрах,  оперы и балеты.

— проведение «музыкальных гостиных», приуроченных к календарным праздникам.

  1. Также популяризация музыкальной досуговой деятельности  возможна в результате при организации презентационных мероприятий таких методов как:

— метод использования свойств субъекта, или индицирования одной стороны интереса посредством другой. Учитывая наличие в интересе и рациональной, и эмоциональной сторон, можно поставить задачу пробудить в субъекте сначала какую-то одну сторону, в зависимости от его индиви­дуального психического склада, пола, возраста, образования, общих ценностных ориентации и внемузыкальных интересов;

 — необходимо максимально использовать зависимости личных и групповых интересов от макро и микросреды. Одна из задач разностороннее включение личности (или малой группы) в ту большую общественно-культурную группу, в которой уже развиты желательные музыкальные интересы. Другая задача — воздействие на личность через её ближайшее окружение и через референтную группу, используя влияние авторитетных для нее лиц. Например, привлечение школьников к вокально-хоровому творчеству через пробуждение активного интереса к нему  сначала у лучших учеников класса — его «лидеров».

    Формами для реализации таких методов могут послужить популярные на телевидении  вокальные конкурсы и фестивали, например: «Две звезды», «Песня года», «Новая волна» и другие.  Такие массовые музыкальные мероприятия в школе не могут остаться без внимания ребят, так как  самым востребованным молодёжью направлением в музыке является сольное или ансамблевое эстрадное пение и полученное впечатление может проявить в подростке желание овладеть навыками  пения.

     Также ориентируясь на хорошее материально-техническое оснащение кабинета музыки (муз. центры, компьютер, синтезатор), для повышения интереса к музыкальной деятельности школьников и как следствие их музыкально-эстетического развития, целесообразно внедрять в работу вокально-хоровой студии такие новаторские формы музыкального творчества, как создание фонограмм  с помощью компьютера или синтезатора. Помня о том, что наше общество шагнуло в век информационных технологий и увлечение подростков к компьютером неизбежно растёт, вполне предсказуем их высокий интерес к такому современному виду музыкального творчества.

  1. Педагогам, осуществляющим работу кружков, секций, студий в школе в начале учебного года необходимо организовать для детей, не занятых в сфере досуга, ознакомительные  занятия, такие как  «путешествия»,  «экскурсий в мир прекрасного», «мастер-классы»  по видам творчества, презентации, массовые тематические мероприятия с целью активизации интереса учащихся к конкретному виду  досуговой деятельности.  Во-первых, опрос учащихся на тему интересующего их вида творчества не может считаться объективным, так как ребёнок, не имеющий полного представления  о том, в чём заключается деятельность данного кружка, допустит несознательную погрешность при ответе на этот вопрос. Во-вторых, подобные ознакомительные экскурсии помогут вызвать интерес у детей с индифферентными  взглядами на досуг. Так, 56%  респондентов на вопрос  «если ты не посещаешь никакой кружок, то почему?» ответили «нет ни к чему интереса», и 26 % ребят честно сказали « мне лень». Поэтому ознакомление школьников с имеющимися в школе занятиями дополнительного образования должно стать одним из обязательных пунктов в плане внеклассной работы классного руководителя и педагогов школьного дополнительного образования. 
  1. При анализе тематического годового плана классных часов и родительских собраний в рамках воспитательной работы классного руководителя, было обнаружено, что тема, касающаяся внеурочных увлечений ребят,   затрагивается лишь на одном родительском собрании и  одном внеклассном часу с учащимися только в начале учебного года, что является огромным пробелом в работе воспитательной системы школы. Поэтому, контингент учащихся, не занятых  в среде дополнительного образования, должен быть под пристальным вниманием школы в течение всего учебного года, для этого следует проводить ежемесячный мониторинг занятости в группе детей, не имеющих организованного досуга.
  1. В начале учебного года школьному психологу и классным руководителям необходимо проводить диагностику досуговых интересов ребят, не занятых  в сфере дополнительного образования. Администрации школы анализировать свои возможности в обеспечении соответствующих видов  внеклассных занятий, так как именно школа является единственным учреждением, регулярно посещаемым детьми на протяжении 11 лет, и должна обеспечить разностороннее развитие обучающихся.  Нельзя  проигнорировать  территориальный аспект в решении вопроса о досуге детей. При анкетировании было выявлено, что  18% учащихся среднего звена не посещают интересующий их кружок, студию в связи тем, что он находится далеко от дома.  И школа в этом вопросе занимает очень выгодную позицию, так как учащимся, живущим в микрорайоне школы, будет удобнее посещать кружки и факультативы, при наличии интересуемого, не проделывая длительный, а порой не совсем безопасный путь  до танцевальной  или вокальной студии. 

         Также в результате исследования выявилось распределение интересов ребят 5-8 классов, не имеющих досуга.  15% опрошенных ответили, что им было бы интересно вокально-хоровое творчество,  9% респондентов отметили для себя театральное направление,  15% выбрали танцевальную студию, 13% — проголосовали за ИЗО-студию,  28% учащихся посещали бы спортивную секцию и  20% компьютерный кружок. Эти данные отражают готовность ребят посещать кружки, секции и студии дополнительного образования именно на базе своей школы.  И для достижения максимальной вовлечённости учащихся в сферу школьного досуга администрации необходимо руководствоваться диагностикой досуговых интересов школьников.» 

Все эти исследования  легли в основу  создания мной  «Экспериментальной программы развития творческих способностей подростков в условиях дополнительного образования школы «Творческое объединение «Teens and art»,  которую я успешно защитила в рамках дипломного проекта.

ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

обединен

 

Цель программы- развитие  творческих  способностей подростков через  проектную творческую деятельность средствами дополнительного образования  общеобразовательной школы.

 

Задачи:

  1. Сформировать мотивацию к участию в творческой деятельности, как к возможности реализовать творческие задатки, проявить и утвердить себя как нетипичную личность.
  2. Сформировать интерес подростков к различным видам творческой деятельности: театральной, музыкальной, танцевальной, изобразительной, через использование особенностей развития личности подростка в качестве ресурсов.
  3. Выявить природные задатки и развить их в творческие способности подростка в рамках различных форм социально-культурной деятельности объединения, развить фантазию, воображение, способность креативно подходить к решению задач.
  4. Формирование «культуры творческой личности» в различных формах творческой деятельности.
  5. Приобщить ребенка к ценностям мировой культуры, транслирующим высшие духовные ценности, способствующие развитию нравственных качеств личности.
  6. В процессе разработки общего проекта участников клуба сориентировать ребенка в его творческой деятельности и помочь найти свою роль и функцию в общем деле, учитывая задатки и способности, его потенциал.
  1. Развить навыки работы в коллективе, коммуникабельность, открытость по отношению к другим участникам объединения.
  1. Сформировать активную жизненную позицию, систему морально- нравственных качеств личности подростка.

Характеристика  метода проектов как системообразующего фактора и условия его реализации в программе.

Метод проектов рассматривается в данной программе как механизм взаимодействия всех творческих студий объединения и представляет собой совместную познавательную, творческую деятельность участников, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направления на достижения общего результата. Метод проектов дает возможность ребятам  активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

Для данной программы метод проектов актуален тем, что в  процессе подготовки  удовлетворяются ведущие потребности подростков: самовыражения, внимании, уважении, общении, самостоятельности и желание стать взрослым. Этому способствуют этапы работы над проектом, включающие в себя коллективное обсуждение темы проекта и его содержания, выработку стратегии действия, коллегиальное принятие решений, индивидуальные, групповые и коллективные занятия и репетиции.

Работа над проектом и его реализация   проходит следующие этапы.

1 этап – подготовка  — определение темы и целей проекта, его исходногоположения. Подбор рабочей группы.

2 этап – планирование:

а) распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

б) определение источников необходимой информации.

в) определение способов сбора и анализа информации.

г) определение способа представления результатов (формы проекта

д) установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

3 этап —  Исследование (репетиционный период для творческих проектов)

а)  сбор и уточнение информации;

б) выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе    выполнения проекта;

в) выбор оптимального варианта хода проекта;

г) поэтапное выполнение  задач проекта;

4 этап – Выводы.  Формулирование выводов, оформление проекта. Этот этап предназначен для оценивания имеющихся результатов и генеральных репетиций.

5 этап – Реализация  проекта в зависимости от  формы представления проекта (открытое массовое мероприятие, акции, агитбригады, театрализованное представление и т.д.) и оценка его результатов (успехов и неудач) и их причин.

Добавить комментарий